Большие планы на маленькие торговые центры

И хотя этот тренд уже нельзя назвать новым, эксперты уверены, что он не только не пойдет на убыль, но, напротив, будет только набирать обороты. Во всяком случае, в перспективе ближайших четырех?пяти лет уж точно.

Мода на мини

Согласно данным компании JLL в 2017 году показатель объема ввода торговых центров составил около 150 тыс. кв. м. Это худший результат за последние пять лет. Если сравнивать со значениями 2016 года, то наблюдается динамика в 71% со знаком «минус». Более того, из трех объектов, которые вышли на рынок, основной массив площадей приходится на «Vegas Кунцево» — 113,4 тыс. кв. м (GLA). И проектов подобного масштаба, считают специалисты, будет становиться все меньше.
Причин тому несколько. Экономический кризис миновал, однако его последствия будут ощущаться еще долгое время. Девелоперы привыкли бережнее относиться к собственным деньгам и уже не так легко решаются на рискованные шаги вроде возведения объекта регионального или суперрегионального формата: развитые рынки во многом уже близки к насыщению подобными ТЦ, конкуренция растет, подходящие площадки под строительство не так легко найти, покупательский трафик снижается, а сроки окупаемости увеличиваются.

Мал золотник, да дорог

В Москве значительную долю в структуре новых проектов 2018?2019 годов занимают именно малоформатные ТЦ. Так, например, ADG group планирует создать сеть из 39 подобных объектов общей площадью 324 тыс. кв. м. В регионах данный тренд куда менее очевиден (хотя бы потому, что многие города испытывают недостаток именно в больших по размеру ТЦ), однако и он время от времени прослеживается. Это, в частности, связано с комплексной жилой застройкой: создавая кварталы на тысячи квартир, девелоперы просто не могут обойти вниманием вопрос формирования соответствующей инфраструктуры, и наряду с поликлиниками и школами предусматривают новые торговые объекты.

В населенных пунктах численностью до 100 тыс. человек малоформатные проекты — едва ли не единственное возможное решение, считает управляющий партнер ГК «Знак» Елена Лебедева.»Большой торговый центртребует значительных затрат, которые покрываются за счет покупательской активности. В малых городах подобную активность обеспечить достаточно тяжело, поэтому здесь торговые центрыплощадью до 10 тыс. кв. м — оптимальный вариант», — делится мнением эксперт.

В общероссийском контексте главная проблема малых ТЦ — собственно, сами здания. Даже в Москве значительная часть подобных объектов располагается в устаревших строениях или объектах полурыночного типа. Сегодня такие проекты по качеству арендаторов проигрывают новым конкурентам, и, чтобы сохранить привычную аудиторию, они вынуждены пересматривать пул арендаторов, уходить от стихийного «островного» размещения магазинов no name, привлекать в проекты узнаваемых сетевых игроков, а это уже дополнительная трата денег, времени и сил. Хорошо, если здание было возведено специально под торговый центр и имеет определенные конструктивные особенности, которые позволяют его перепрофилировать и провести реконцепцию. «А когда речь идет об условных ДК, переделанных в 1990-е в торговые центры, то в этом случае проще с нуля построить новый объект, чем пытаться что-то сделать со старым зданием», — резюмирует Елена Лебедева.

Источник: http://www.arendator.ru/articles/158826-bolshie_plany_na_malenkie_torgovye_centry/